Русский флот в Черном море

Оборона Одессы в 1854

Чаепитие в Одессе

Лейтенант Макаров

Броненосец и Одесса

Крейсер Очаков, Кагул

Каперанг Маринеско

 

Русский парусный флот в Черном море.

Пароходофрегат

2 (13) мая 1783 Азовская флотилия (11 кораблей) вошла в Ахтиарскую бухту (Крымский полуостров), где был заложен Севастополь, ставший главной базой флота (с 1804 — главным военным портом). Позднее сюда же прибыли 17 кораблей Днепровской флотилии. Эти корабли составили ядро нового флота.

В 1785 был утверждён первый штат Черноморского флота в составе 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 транспортных судов, личного состава — 13,5 тысяч человек. Для управления флотом в Херсоне было создано Черноморское адмиралтейство. На целую сотню лет воды моря превратились в арену сражений парусных эскадр России и Турции.

Русские эскадры теснили турецкие эскадры. Вышибали турок из крепостей. И к 1850 году половину побережья контролировалась Россией. И вот первая крупная гибель русских кораблей.

1854 год. Крымская война.
Осажденный Севастополь. Русский флот заблокирован англо-франко-турецкими эскадрами. Более половины вражеского флота - это новые пароходофрегаты.

В Черноморском флоте, состоящем из двух дивизий, к началу Крымской войны насчитывалось 35 судов:

  • 16 линейных кораблей,
  • 7 фрегатов,
  • 8 пароходофрегатов
  • 4 корвета.

Преградив вражеской эскадре вход в севастопольские бухты затоплением 15 судов, руководители обороны, умело расставляя остальные суда, эффективно использовали огонь их орудий. Взаимодействие артиллерии судов и оборонительной линии приносило защитникам ощутимую пользу.

Особенно прославились своими боевыми действиями пароходофрегаты «Владимир» (командир — капитан 1 ранга Г. И. Бутаков) и «Херсонес» под командованием капитан-лейтенанта И. Г. Руднева.,

24 ноября 1854 г. по приказу П. С. Нахимова эти пароходофрегаты совершили дерзкую вылазку против кораблей противника, стоявших в Стрелецкой и Песочной бухтах. Нанеся урон врагу и произведя в их рядах «большое смятение», «Владимир» и «Херсонес» без потерь вернулись в Севастопольскую бухту. «Молодецкая вылазка наших пароходов напомнила неприятелям, что суда наши, хотя разоружены, но по первому приказу закипят жизнью, что, метко стреляя на бастионах, мы не отвыкли от стрельбы на качке, что, составляя стройные батальоны для защиты Севастополя, мы ждем только случая показать, как твердо помним уроки покойного адмирала Лазарева...», — доносил в рапорте адмирал Нахимов.

Григорий Иванович Бутаков в ноябре 1853 г., командуя «Владимиром», провел первый в истории морской поединок двух паровых судов, приведя побежденный турецкий пароход «Перваз-Бахри» в Севастополь.

Г. И. Бутаков в Севастополе, впервые в мировой практике, увеличил дальность огня корабельной артиллерии, увеличив угол возвышения орудий за счет искусственного крена. Смело нарушив вековые традиции, также впервые в истории, Бутаков и другие черноморские моряки применили стрельбу с кораблей по невидимым целям.

Паровые корабли, пришедшие на смену парусному флоту, несмотря на малочисленность, в исключительно тяжелых условиях сражались до последнего дня обороны Севастополя.
27 августа 1855 г., после падения Малахова кургана, защитники, выполняя приказ, оставили Южную часть Севастополя.
Покидая укрепления, русские саперы взрывали пороховые погреба, взлетели на воздух Павловская и Александровская батареи. На рейде затопили остатки Черноморского флота.

Стоящий в море памятник Затопленным кораблям хорошо виден с Хрустального мыса. Он открыт в 1905 г. по проекту скульптора А. И. Адамсона, архитектора В. А. Фельдмана и инженера О. И. Энберга.

В марте 1856 г. в Париже воюющие страны подписали мирный договор. Сто один пушечный выстрел возвестил об этом историческом событии столицe Франции. По условиям Парижского трактата, Севастополь, Балаклаву, Евпаторию, Керчь обменивали на крепость Карс; Россия отказалась от протектората над Дунайскими княжествами Молдавией и Валахией и теряла право иметь военный флот на Черном море.

Но зато бурно развивался торговый флот - РОПиТ (Русского Общества Пароходства и Торговли). 3 августа 1856 года устав общества был утвержден императором Александром II. Этот день стал считаться днем создания Российского Общества Пароходства и Торговли. Его штаб-квартира располагалась в Одессе, а правление общества работало в Петербурге.

По состоянию на 1895 год: Русское общество пароходства и торговли (46 пассажирских, 17 товарных и 12 буксирных пароходов, в 136 тыс. тонн водоизмещения; 5 катеров, 66 железных барж, 6 блокшифов и пр.) поддерживает сообщение по линиям александрийской прямой ( Александрия , с заходом в Константинополь , Смирну и Пирей ) и александрийской круговой (с заходом в Константинополь, Дарданеллы , Афон , Салоники , Смирну, Хос , Лимассоль, Ларнаки , Мерсину, Триполи , Бейрут , Яффу, Порт-Саид ), в СПб. и порты Балтийского моря (так называемый "большой каботаж") и по черноморско-болгарской линии.

И через пятнадцать лет в очередное русско-турецкое противостояние (1877 - 1878) Морским ведомством империи часть судов были привлечены для проведения военно-морских операций в качестве судов активной обороны.

В конце XIX века Черноморский флот был возрождён как паровой броненосный флот. К началу XX века в составе Черноморского флота было уже 7 эскадренных броненосцев, 1 крейсер, 3 минных крейсера, 6 канонерских лодок, 22 миноносца и другие суда.

Пароходофрегат

© 2017 Судомоделизм