Русский флот в Черном море

Оборона Одессы в 1854

Чаепитие в Одессе

Лейтенант Макаров

Броненосец и Одесса

Крейсер Очаков, Кагул

Каперанг Маринеско

 

Корабли в истории Одессы. Чайные клипера

чайные клипера

Искусство чаепития в Одессе.

Чай в Одессе любят. Южные ворота российской империи были теми, через который шел поток пряностей, поставляемый "аглицкими" судами. В кофейнях города предлагался огромный выбор чая, кофе на любой вкус. Интернациональное сообщество города могло удовлетворить любые свои гурманские изыски. А статус города - порто-франко (город свободной торговой зоны), позволял иметь этот продукт дешевым. К тому же нельзя забывать о мощной контрабадной составляющей торговли - позволяющей удешевить продукт, потребляемый в Одессе.

Даже во время Крымской войны в порту стояли торговые корабли "врагов" России - Англии и Франции. Они выгружали чай, кофе и прочие "колониальные" товары.

10 апреля 1854 г. Одесса приняла удар соединенной англо-французской эскадры паровых военных кораблей. В числе сожженных торговых парусников в порту были один английский, один австрийский и один голландский. Три матроса английских и французских убиты ядрами своих соотечественников. Но и это не прервала поток экзотический прянностей из далеких стран...

Чайные клипера - золотой век паруса.
Англия только-только закончила очередную "опиумную войну" с Китаем. Новые отношения выстраивались, во все увеличивающемся потоке пряностей из портов Китая.

В 1810 году в США начали строить клипера (от to clip - стричь, срезать), которые сначала использовались, как почтовые суда, а с середины века начали возить чай.

В 1840 году Анна, герцогиня Бедфордская, вводит в моду среди аристократии вечерний чай (afternoon tea). Чай постепенно становится салонной традицией, но все-таки, количество британцев, пьющих кофе пока еще превышает количество пьющих чай. В середине века в Англии издается закон, ограничивающий продажу алкогольных напитков, но стимулирующий продажу напитков безалкогольных (закон о «файф-о-клоке»). Все это способствует росту популярности чая, который, тоже где-то в середине века, начинает превосходить по популярности кофе. В этом же году начинается серия войн с Китаем, которые в 1860 году закончились поражением Китая. После чего торговля с последним сильно активизировалась.

В 1849 году клипер «Ориенталь» доставил чай из Китая в Лондон за 97 дней. Это был своеобразный шок для морского сообщества Англии. Оно вдруг увидела перспективу вложения капитала в морские перевозки такого скоропортящегося продукта как чай. Урожай чая собирался раз в год к определенному сроку.

С 1662 году англичане и французы основали факторию в Кантоне, с разрешения китайского правительства.
В Гуанжоу (он же Кантон) ждали погрузки корабли Ост-индской компании. Оттуда начинали свой путь в Англию чайные клипера.

Начинаются знаменитые гонки чайных клиперов — скоростных парусных судов, разработанных в США и успешно воспроизведенных в Англии. Эти красавцы доставляли чай из Китая в Англию неслыханно быстро — за 90—100 дней. Скорость доставки груза была очень важна — несмотря на упаковку, чай при перевозке морем портился, и его цена падала. Полтора века назад время уже было деньгами.

30 мая 1866 года завершилась (и завершилась драматично) самая знаменитая гонка чайных клиперов. После 99 дней плавания «ноздря в ноздрю» первым в устье Темзы вошел «Ариэль». Но из-за более глубокой посадки он не смог причалить — ему пришлось ждать прилива. Первым причалил (и одержал победу) «Тайпин», в итоге опередивший «Ариэль» всего на 12 минут.

Открытый в 1869 году Суэцкий канал сделал чайные гонки бессмысленными — и клипера стали возить шерсть из Австралии.

Российские клипера

В российском флоте числился один «чайный клипер» — «Великая княжна Мария Николаевна» — английский клипер «Хесперус» с железным корпусом, купленный в 1899 г. и переданный Одесскому училищу торгового мореплавания.

Кроме того, винтовыми клиперами в русском флоте называли ранние типы крейсеров с развитым парусным вооружением, предназначенные для действий на Тихом океане (преимущественно для охраны границ).

"Вкладом" Крымской войны в развитие русского крейсерского флота было создание винтовых корветов и клиперов. Гребной винт, скрытый под водой и не боявшийся ударов океанской волны, позволил спроектировать легкие 800-900-тонные корветы и 600- 650-тонные клипера, способные подолгу находиться в океане на торговых путях противника.

Самыми развитыми и потому уязвимыми коммуникациями располагала тогда Англия. Против нее-то и было направлено острие крейсерского флота, лихорадочно сооружавшегося на русских верфях во время Крымской войны. Так, осенью 1855 года была начата и в 1856 году закончена постройка 14 однотипных винтовых корветов: "Боярин". Однако, хотя им не довелось участвовать в боевых действиях против английского торгового флоте (к моменту их вступления в строй Крымская война закончилась), они вполне оправдали возлагавшиеся на них надежды. Так, "Новик", "Боярин" и "Воевода" в составе эскадры под командованием капитана первого ранга Д. Кузнецова в 1857-1860 годах совершили первое в истории кругосветное плавание паровых кораблей.

Тогда же были построены и шесть паровых клиперов - кораблей, которых не было ни в одном флоте, кроме русского. Родоначальником парусных клиперов считается "Радуга", сработанная американским корабельным мастером Мак Кеем в 1845 году. Эти сравнительно небольшие суда применялись в торговом флоте для перевозки особо ценных грузов и отличались рекордной быстроходностью. Это качество навело русских моряков на мысль создать легкие винтовые быстроходные клипера для крейсерской службы. Так появились "Джигит" (5), "Разбойник", "Опричник", "Стрелок", "Пластун" и "Наездник", спущенные на воду в 1856 году.

Окончание Крымской войны отнюдь не привело к сокращению русских кораблестроительных программ, осуществление которых должно было сделать Россию третьей морской державой мира. И в этих программах основное внимание уделялось, пожалуй, именно крейсерам...

Пароход фрегат

российский пароходо-фрегат "Богатырь"
(русский клипер)

© 2017 Судомоделизм