Русский флот в Черном море

Оборона Одессы в 1854

Чаепитие в Одессе

Лейтенант Макаров

Броненосец и Одесса

Крейсер Очаков, Кагул

Каперанг Маринеско

 

Одесса в исторических хрониках морской летописи.

Лейтенант С.О. Макаров и минный транспорт "Великий князь Константин"

Одесса. РОПиТ и очередная война с Турцией 1977год..

Пароход РОПиТа "Великий князь Константин"

В 1877 году между Россией и Турцией возникла новая война. Она явилась следствием обострения противоречий между противоборствующими сторонами на Балканах и Ближнем Востоке. Царское правительство открыто выступило на стороне славянских народов, поднявшихся на борьбу против турецкого владычества на Балканах. Поддерживая их стремление освободиться от турецкого гнета, Россия 12 (24) апреля 1877 года объявила войну Турции.

К началу войны соотношение сил на Черном море сложилось далеко не в пользу России: Турция имела на Черном море 15 различных броненосных кораблей и до 15 небронированных судов; в составе Черноморского флота России находилось два броненосных корабля, пять пароходо-фрегатов и 12 минных катеров. Таким образом, турецкий флот по численности кораблей, особенно броненосных, значительно превосходил российский. Учитывая это обстоятельство, командование поставило перед Черноморским флотом в качестве главной задачи обеспечение совместно с сухопутными войсками обороны портов и побережья России на Черном море от возможных артиллерийских обстрелов и десантов противника.

Исходя из поставленной задачи, командование Черноморского флота особое внимание обратило на оборону таких важных стратегических пунктов на театре, как Одесса, Очаков, Севастополь и Керчь. В основу обороны этих портов была положена идея создания минно-артиллерийских позиций, которые еще во время Крымской войны показали, что они являются наиболее эффективным способом защиты баз и портов с моря.

3 августа 1856 года стал считаться днем создания Российского Общества Пароходства и Торговли. Его штаб-квартира располагалась в Одессе. Собственно это была вынужденная мера в ответ на запрет иметь военный флот в Черном море по итогам проиграной Крымской войны.
РОПиТ - частная судоходная компания с некой долей государственного влияния. С инициативой создания частной пароходной компании на Черном море выступил тогда еще капитан 1 ранга, а в будущем знаменитый адмирал Николай Андреевич Аркас.

Грузовое и пассажирское пароходное сообщение РОПиТ открыло 21 мая 1857 года пятью пароходами. В течение навигации их число постоянно увеличивалось. К концу года три первые пароходные линии из Одессы в Николаев, в Херсон и в кавказские порты содержались в полном размере, а линии из Одессы в крымские порты, перевозки по Азовскому морю, а также рейсы в порты Средиземного моря совершались в пробном режиме.

Начавшиеся в 1876 году политические осложнения, а затем и война с Турцией означали завершение первого чрезвычайно успешного этапа в деятельности общества. С началом войны оно предоставило в распоряжение правительства все свое имущество, пароходы, склады и мастерские.

В сентябре-октябре 1876 года в ходе подготовки к войне с Турцией Морское ведомство взяло в аренду (в 1877 году были куплены) у РОПиТ 12 колёсных буксирных пароходов («Батюшка», «Родимый», «Сестрица», «Крикун», «Болтун», «Братец», «Матушка», «Аккерман», «Дочка», «Внучек» (в других источниках — «Опыт»), «Метеор», «Голубчик», относились к кораблям IV ранга) для несения сторожевой службы при обороне портов и минных заграждений. Также от РОПиТ Морское ведомство получило четыре паровые винтовые шхуны — «Ворон», «Коршун», «Лебедь» и «Утка».

23 ноября главный командир Черноморского флота и портов Черного моря вице-адмирал Н. А. Аркас получил разрешение Александра II привлекать в состав флота также и крупные суда Общества, которые предназначались для ведения «активной обороны Черного моря».

Так, к службе были привлечены пять быстроходных пароходов: «Владимир», «Великий князь Константин», «Веста», «Аргонавт», «Россия», которые вместе с судами Черноморского флота «Ливадия», «Эриклик» и «Эльборус» служили для разведывательной службы и действий на неприятельских коммуникациях.

Высочайшее соизволение на приемку конкретно «Великого князя Константина» поступило 29 ноября. За его использование до начала боевых действий Общество получало «от казны» арендную плату в размере 400 рублей в сутки, а с момента объявления войны Морское ведомство начинало пользоваться судном безвозмездно.

Четыре парохода были срочно переоборудованы во вспомогательные крейсера и приступили к боевым действиям.
Наиболее успешно действовал пароход "Великий князь Константин" под командованием лейтенанта Степана Осиповича Макарова.

Лейтенант С.О. Макаров 1877 года

К началу войны соотношение сил на Черном море сложилось далеко не в пользу России: Турция имела на Черном море 15 различных броненосных кораблей и до 15 небронированных судов; в составе Черноморского флота России находилось два броненосных корабля, пять пароходо-фрегатов и 12 минных катеров. Таким образом, турецкий флот по численности кораблей, особенно броненосных, значительно превосходил российский. Учитывая это обстоятельство, командование поставило перед Черноморским флотом в качестве главной задачи обеспечение совместно с сухопутными войсками обороны портов и побережья России на Черном море от возможных артиллерийских обстрелов и десантов противника.

С.О. Макаров предложил командиру Черноморского флота вице-адмиралу Н.А. Аркасу использовать для борьбы с турецкими броненосными кораблями минные катера, вооруженные шестовыми и буксирными минами-крылатками. Для того чтобы минные катера, имевшие ограниченную дальность плавания, могли бы атаковать неприятельские броненосцы в любом районе Черного моря, С.О. Макаров предложил "устроить на одном из судов такие приспособления, посредством которых можно было бы переносить минные катера с одного берега на другой и делать с катерами нападения прямо на неприятельских рейдах".

Таким образом, неординарный способ, предложенный С.О. Макаровым, давал возможность малыми силами вести активную борьбу против превосходящих сил противника.

Руководители Морского министерства, не верившие в возможность осуществления предложенного С.О. Макаровым смелого плана ведения борьбы с турецким флотом с использованием минных катеров, первоначально отклонили его. С.О. Макарову пришлось выдержать упорную борьбу с чиновниками министерства, прежде чем он смог убедить их в целесообразности осуществления предложенного им плана переоборудования быстроходных паровых судов для транспортировки на них минных катеров.

В декабре 1876 года в распоряжение С.О. Макарова был выделен пароход "Великий князь Константин". Вступив в командование пароходом, Степан Осипович с присущей ему энергией принялся за переоборудование корабля и комплектование экипажа. В сравнительно короткий срок он вооружил пароход артиллерией и четырьмя минными катерами ("Чесма", "Наварин", "Синоп", "Минер"). В приказе от 26 декабря 1876 года (7 января 1877 года) С.О. Макаров, обращаясь к командирам минных катеров, писал: "Я надеюсь, что командиры полюбят свои катера и будут держать их в полной боевой готовности, чтобы в ту ночь, когда придется испробовать на деле все наши минные приспособления, прибавить еще одно имя к славным именам "Синопа", "Чесмы" и "Наварина".

Понимая, что успех минных катеров решающим образом будет зависеть от внезапности и быстроты их действий, С.О. Макаров придумал ряд технических приспособлений, которые позволяли всего в течение семи минут спускать все четыре катера на воду и так же быстро поднимать их на борт "Константина". А на поднятие паров на катерах затрачивалось не более десяти минут, тогда как обычно для этого требовалось несколько часов.

До С.О. Макарова минные катера вооружались громоздкими шестовыми минами, использование которых было связано с риском для самих катеров. С.О. Макаров, будучи сторонником широкого применения минного оружия, еще до войны с Турцией занялся созданием нового типа мин и сконструировал буксируемую мину-крылатку, которая по своей массе в шесть раз была легче шестовой мины и в то же время обладала большей разрушительной силой.

Завершив оборудование парохода и катеров, С.О. Макаров приступил к подготовке их к боевым действиям. Подготовка проводилась и на ходу парохода "Константин", и на якоре, в дневное и ночное время, в любую погоду и в условиях, максимально приближенных к боевым. За четыре месяца до начала русско-турецкой войны С.О. Макаров добился высоких результатов в подготовке личного состава к выполнению поставленных перед ним задач. Пароход "Великий князь Константин" благодаря стараниям С.О. Макарова в сравнительно короткий срок был превращен в отличный боевой корабль, с прекрасно натренированными для выполнения лихих ночных атак экипажами катеров.

Набеговые действия парохода "Великий князь Константин" строились на принципе его скрытного перехода в район стоянки неприятельских кораблей и внезапной атаки их минными катерами. На воду катера спускались обычно перед наступлением темноты в нескольких милях от якорной стоянки противника, затем под покровом ночи следовали в направлении неприятеля. Ночные атаки производились группами от двух до четырех катеров с одного или двух бортов с применением шестовых и буксируемых мин. После выполнения атаки катера возвращались к пароходу, их поднимали на палубу, и пароход быстро уходил.

Морская война.
Один из набегов на турецкие корабли в районе Сухума Макаров произвел в ночь на 12 (24) августа. Атака была проведена во время лунного затмения, что должно было обеспечить более надежную скрытность подхода "Великого князя Константина" к сухумскому рейду и внезапность действий минных катеров. Из Севастополя пароход вышел 4 (16) августа и направился к Туапсе. Перед лейтенантом Макаровым была поставлена задача сковать боем турецкие корабли и тем самым оказать содействие отряду полковника Б.М. Шелковникова , который с боями продвигался от Сочи к Пицунде.

С наступлением ночи минный танспорт Макарова скрытно подошел к сухумскому рейду и спустил катера, которые с началом лунного затмения незамеченными проникли на рейд. В качестве объекта атаки был выбран броненосец "Ассари-Шевкет" , который стоял за боном.

Подойдя вплотную к броненосцу, катера "Синоп" , "Наварин" и "Минер" подвели свои буксируемые мины к его борту. Воздух потрясли три мощных взрыва. Броненосец "Ассари-Шевкет" получил серьезные повреждения и надолго вышел из строя. Все три катера вернулись к пароходу, который поднял их на борт и ушел в море.

Первые атаки минных катеров, в которых непосредственно участвовал С.О. Макаров , командуя одним из катеров, показали, что буксируемые и шестовые мины из-за недостаточной массы взрывчатого вещества не способны уничтожить крупный броненосный корабль даже при одновременном взрыве трех мин.

Несовершенство буксируемых и шестовых мин побудило С.О. Макарова поставить вопрос о вооружении части катеров самодвижущимися минами — торпедами. "Я употреблю все старания, – писал Макаров , – чтобы разработать вопрос о применении паровых катеров к пусканию мин Уайтхеда... Последнее, на чем я остановился, состоит в футляре из досок для каждой мины. Футляр этот служит для поднимания мины, защищает ее от ударов... и направляет ее при выстреле…"

Первая в мире успешная торпедная атака.
В ночь на 14 (26) января 1878 года, подойдя на "Константине" к Батуму на расстояние 4 – 5 миль, С.О. Макаров приказал спустить на воду те же два катера — "Чесму" и "Синоп" , вооруженные торпедами.
Под покровом ночи катера собственным ходом направились к стоянке турецких кораблей. У входа на рейд они обнаружили большой турецкий сторожевой корабль "Интибах" .

С.О. Макаров в донесении атаку описывает так: "Катера приблизились, не будучи замечены, на тридцать или сорок сажен, пустили одновременно свои самодвижущиеся мины... обе взорвались одновременно. Слышен был энергичный взрыв. Пароход лег на правую сторону и быстро погрузился на дно с большей частью своего экипажа. Громкие крики "Ура!" команды обоих катеров известили эскадру Габарт-паши, что его сторожевой пароход потоплен от взрыва мин". Это было первое в истории боевых действий на море успешное применение торпедного оружия с катеров.

Помимо атак турецких броненосных кораблей на удаленных рейдах минными катерами пароход "Великий князь Константин" под командованием Макарова привлекался также к воинским перевозкам и нарушению морских коммуникаций противника у Анатолийского побережья. Действуя на коммуникациях совместно с другими вооруженными пароходами, "Великий князь Константин" добился значительных успехов. 8 (20) июня 1877 года у Анатолийского побережья он за один день потопил турецкий торговый бриг "Османие" и три транспорта. А в июле уничтожил пять неприятельских судов. В период с 1 (13) по 14 (26) декабря 1877 года пароход "Великий князь Константин" вместе с пароходом "Владимир" участвовал в перевозке из Керчи и Новороссийска в район Сочи и Туапсе провианта и фуража для войск, которые вели боевые действия на побережье Кавказа .

Благодаря умелому использованию вооруженных пароходов для нарушения турецких коммуникаций и минных катеров для борьбы с броненосными кораблями противника черноморские моряки добились крупного успеха. Они полностью парализовали действия неприятельского броненосного флота, значительно превосходившего по своей силе российский флот на Черном море, а к концу войны заставили его прекратить выходы в Черное море для оказания содействия сухопутным войскам, действовавшим на приморских направлениях.

Большая заслуга в этом принадлежала лично С.О. Макарову , который предложил неординарный метод применения минных катеров с парохода, что позволило эффективно использовать минные катера на большом удалении от своих баз. Принципиально новое средство вооруженной борьбы на море и новый метод его использования явились полной неожиданностью для противника и по существу шокировали его. Он так и не смог в ходе войны найти достаточно надежный способ защиты своих броненосных кораблей от атак катеров, которыми руководил капитан 2-го ранга С.О. Макаров .

О нем, как о неординарном военном моряке, заговорили не только в России, но и за рубежом. "Подвиги "Константина" , – писал в своем приветствии С.О. Макарову один из современников, – изумляют мир, и сердце трепещет от радости при чтении об отважных похождениях ваших по истреблению "темной силы", созданной англичанами, на Черном море".

За успешные боевые действия парохода "Великий князь Константин" в русско-турецкую войну 1877–1878 гг. и личную храбрость, проявленную при выполнении минных атак, Степан Осипович Макаров был награжден орденом Георгия 4-й степени и золотой саблей с надписью "За храбрость". В ходе войны он дважды повышался в звании: 7 (19) сентября 1877 года ему был присвоен чин капитан-лейтенанта, а через три месяца после этого он был удостоен звания капитана 2-го ранга. Так сбылись слова одного из сослуживцев Степана Осиповича, который сказал о нем, что " Макаров будет одним из лучших морских офицеров молодого поколения".

Минная атака катерами парохода "Великий князь Константин" турецкого броненосца "Ассари-Шевкет"
на Сухумском рейде 12 августа 1877г. Айвазовский

© 2017 Судомоделизм