Русский флот в Черном море

Оборона Одессы в 1854

Чаепитие в Одессе

Лейтенант Макаров

Броненосец и Одесса

Крейсер Очаков, Кагул

Каперанг Маринеско

 

Трагедия лейтенанта Шмидта. Крейсера "Очаков" и "Кагул"

крейсер Очаков

Если выйдешь из железнодорожного вокзала, нырнешь в подземный переход выйдешь на привокзальную. Справа гламурная стекляшка макДональдса, напротив вычурное желтое здание монастыря. Справа через дорогу здание управления железнодорожников.

На нем табличка с надписью ул. лейтенанта Шмидта. Это угол пересечение улиц Пателеймоновской и лейтенанта Шмидта.

Улицы эти названы в разное время и по разному поводу.

Пантелеймоновская названа после окончания строительства храма СВ. ПАНТЕЛЕЙМОНА в 1896 году. "...учитывая вековые исторические заслуги афонской Пантелеимоновской обители перед восточнославянскими народами и полезную деятельность ее одесского подворья, городская управа назвала улицу Пантелеимоновской."
Улица лейтенанта Шмидта появилась после событий 1917 года в честь..., но об этом ниже.

Эти два названия соединились воедино в трагический день 15 ноября 1905 года.

На крейсере "Очаков" в Севастополе поднят был сигнал "Командую Черноморским флотом" мятежным лейтенантом Шмидтом. Рядом угрюмым черным утюгом стоял броненосец "Св. Пантелемон" с восставшим экипажем. За полгода до этих событий броненосец уже носил на стеньге красный флаг и назывался тогда броненосцем "Князь Потемкин-Таврический". В те дни он был в ремонте после разгрома, устроенного румынами при "интернировании" экипажа мятежного броненосца и был совершенно беспомощный в военном отношении. Орудия броненосца оказались без замков.
В этот же день эскадра под вымпелом адмирала Григория Чухнина командующего Черноморским императорским флотом, не дождавшись от мятежников ответа на ультиматум о сдаче, открыла огонь по мятежникам. Через полтора часа все было закончено.

Пылал Очаков, на мятежные корабли броненосец Св. Пантелеймон, минный крейсер "Гридень", минный транспорт "Буг", канонерскую лодку "Уралец", эскадренные миноносцы "Заветный" и "Свирепый", миноносцы № 265, 268, учебные суда "Днестр" и "Прут" высаживались десанты.

Заваливаясь на борт, тонул миноносец «Свирепый», устремившийся в торпедную атаку на броненосец «Ростислав». Миноносец 270 без хода дрейфовал у выхода с бухты, подстреленный артиллерией броненосца. Там и был арестован мятежный лейтенант Шмидт.

При подавлении мятежа на кораблях "красной" эскадры погибло 19 человек.
Под суд пошло 180 матросов, 127 солдат саперной роты, 25 солдат Брестского полка, 2 солдата 49-го запасного батальона, 5 солдат-артиллеристов и 11 гражданских лиц.
14 человек - приговорены к бессрочной каторге, 103 человека - к каторжным работам, 151 человек направлен в дисциплинарные части, более 1000 человек наказаны без суда.
6 марта 1906 грянули винтовочные залпы на острове Березань. Был приведен в исполнение приговор над лейтенантом Петром Шмидтом, кондуктором Сергеем Частником, комендором Николаем Антоненко и машинистом Александром Гладковым.

Петр Петрович Шмидт. Выпускник элитного Морского кадетского корпуса в Петербурге.
Отец его контр-адмирал и ветеран обороны Севастополя, закончившего службу в должности начальника Бердянского порта. Дядя его, полный адмирал Владимир Шмидт, также участвовал в обороне Севастополя, командовал Тихоокеанской эскадрой, состоял в Адмиралтейском совете, был кавалером почти всех орденов, а в финале карьеры – сенатором.

Эта принадлежность к элите императорской России позволило Петру Шмидту удержаться на службе, несмотря на множество сумасбродных поступков. Как то "принципиальная" женитьба на девице "легкого поведения" с целью ее "нравственного перевоспитания", превратившая его личную жизнь в цепь скандалов. Уходил с военной службы. Плавал на судах коммерческого флота (порт приписки Одесса). Потом вновь призван на военную службу в связи с войной с Японией. Как офицера запаса его призывают в действующий флот и назначают старшим офицером военного транспорта "Иртыш". В составе 2-й Тихоокеанской эскадры "Иртыш" отправляется на Дальний Восток. Но в Порт-Саиде по болезни списывают на берег. "Иртыш" погиб в сражении с японским флотом в Цусимском проливе.
События 1905 он встретил в качестве командира отряда миноносцев с базой в Измаиле. Принимает участие в политических манифестациях. Арестовывается не столько за политическую деятельность, сколько в связи с дезертирством и пропажа денежной кассы отряда. Дело было замято дядей возместившего пропавшие деньги.

О лейтенанте Шмидте трудно говорить беспристрастно.
С одной стороны устоявшийся миф созданный советской историографией, превративших мятежников в светочей несущих Новое и Яркое в судьбе Человечества. А "опонентов" превратили в "адмирала Чухнина, входящего в порт с повешенными матросами на реях".

Те далекие события начала ХХ столетия ощущаются выпукло, значимо. Хотя по человеческим жертвам, имущественным потерям никак не сопоставимы с последующими войнами, мятежами, привентивными "чистками потенциальных врагов". И все во имя нового порядка, нового человека, нового мироустройства.

После суда, Петр Шмидт писал:
"Я пойду на смерть спокойно и радостно, как спокойно и радостно стоял на "Очакове" под небывалым в истории войн градом артиллерийского огня. Я покинул "Очаков" тогда, когда его охватил пожар и на нем нечего было уже делать, некого было удерживать от панического страха, некого было успокаивать. Странные люди! Как они все боялись смерти. Я много говорил им, что нам смерть не страшна, потому что с нами правда!"

Одна из "правд" пришла к власти после 17 года и вряд-ли кто скажет, что сейчас, через сотню лет после этих событий, мы стали "более счастливы" или "живем по правде".
Впору говорить: как мы это все пережили. И сейчас те далекие события не воспринимаються как шаг вперед, к некому будущему... Скорее шагнули (или заглянули) в бездну.

Непонятно, что сейчас за цивилизацию строим. Новое государство пишет очередные мифы, пытается в который раз втулить своему народу: что пришла наконец-то та самая - "последняя правда".

Послесловие.
Командовал расстрелом лейтенанта Шмидта капитан 2 ранга Ставраки, который командовал канонерской лодкой «Терец». По закону при казни моряка расстрельной командой должен был командовать флотский офицер. Но найти такого, кто согласился бы расстрелять своего товарища, было почти невозможно – ведь все строевые офицеры выходили тогда из стен только петербургского Морского корпуса, ежегодный выпуск составлял всего 70-80 человек, а проводили они в корпусе по 6-7 лет. Все знали друг друга.
Командующий Черноморским флотом адмирал Григорий Чухнин был убит ессеровским боевиком 28 июня 1906 года.
Капитан Ставраки в начале 20-х годов служил смотрителем маяка под Батумом. Его судил "революционный" суд, он был приговорён к 10 годам лишения свободы и был убит в тюрьме уголовниками.

Впору говорить о трагедии человеческих судеб, перемолотых в противостоянии "желаний жить по своему".
Никому это не принесло счастья.

Вот такая она - Одесса и люди, которых она выплеснула в мир - жить и страдать.

лейтенант Шмидт
крейсер Очаков Кагул

История крейсера "Очаков" (он же - "Кагул", он же - "генерал Корнилов") в составе российского и "добровольческого" флотов

История крейсера "Кагул" (он же - "Память Меркурия", он же - "Коминтерн" (он же эйзейнштеновский "Броненосец Потемкин")


© 2017 Судомоделизм